Аудио разъёмы и коннекторы

Разъёмы и коннекторы являются неотъемлемой частью любого звукового тракта. С их помощью происходит коммутация аппаратуры, будь то подключение наушников к синтезатору у себя дома или десятков акустических систем в концертом зале. Именно о разъёмах, их видах и характеристиках пойдет речь в статье.

Разъём (он же коннектор) это вспомогательное оконечное устройство для соединения звуковой аппаратуры шнурами. Обычно состоит из вилки (штекера) и соответствующей ей розетки (гнезда). Давайте условимся называть вилку — «Папа» (Male), а розетку — «Мама» (Female). Разъемы монтируются на оба конца кабеля и на панели входов/выходов звукового оборудования, именно поэтому существует до 4 вариантов исполнения одного вида разъема: на кабель (мама и папа), на панель (мама и папа).

Разъём2

Так как в аудио индустрии используется далеко не один разъём поэтому, для начала не помешает обратить внимание на классификацию, размещённую ниже:

На схеме приведено деление разъёмов на группы в зависимости от природы сигнала, которые они передают (аналоговые и цифровые). Можно заметить, что некоторые разъёмы, например XLR можно использовать как для аналогового звука (например, подключение микрофонного сигнала), так и для цифрового (стандарт AES/EBU). Конечно, эдакой «могучей кучкой» среди разъёмов являются: XLR, (TRS, TS — Jack), RCA и Speakon. Они настолько широко распространены и известны, что достойны своих отдельных подробных статей. А здесь, далее, рассмотрим краткую характеристику всех основных профессиональных разъёмов.

Аналоговые аудио разъёмы

XLR — разъём для передачи сигнала микрофонного и линейного уровней. Возможна передача балансного сигнала. Количество контактов  — 3,4,5,6 (в основном 3). Наиболее часто используется для подключения микрофонов, поэтому названия «XLR» и «Микрофонный разъём» де-факто являются синонимами. XLR по праву считается наиболее надежным из соединений. Подробнее об XLR…XLR


TRS (Stereo Jack 6,35мм 1/4″) — разъём, предназначенный для передачи сигнала линейного уровня. Возможна передача балансного сигнала. Трёхконтактный. Практически повсеместно используется для подключения наушников к профессиональному оборудованию, а также для межблочной коммутации. Подробнее о TRS…

TRS


TS (Mono Jack 6,35мм 1/4″)  — разъём, предназначенный для передачи сигнала линейного уровня. Внешне очень похож на TRS, и отличается лишь количеством контактов, их всего 2, поэтому передача балансного сигнала через него невозможна. Используется для подключения гитар к комбоусилителям и любой другой межблочной коммутации. Подробнее о TS…

TS


RCA (Phono) — разъём, предназначенный для передачи сигнала линейного уровня. Двухконтактный, для небалансного аудио. Широко применяется в профессиональных и бытовых аудиоустройствах, в основном на звукозаписывающей технике и DJ оборудовании. Подробнее об RCA…

RCA


Bantam — разъём, характерный для устройств, предназначенных для частой перекоммутации, например, в коммутационных панелях (Patch Panel) для аналоговых звуковых сигналов. Возможна передача балансного сигнала. Количество контактов  — 3. Разъём актуален для звукозаписывающих, телевизионных студий.

Bantam


Speakon — тип кабельных разъемов, используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения пассивных акустических систем к усилителям мощности. Количество контактов — 2,4, реже 8.

Speakon


Цифровые аудио разъёмы

Toslink — является стандартным волоконно-оптическим соединителем для цифровой передачи данных. Используемые цифровые стандарты: S/PDIF — бытовой (2-канальный) и ADAT — профессиональный (8-канальный).

Toslink


Ethercon — профессиональный разъём для передачи больших объёмов цифровой аудио информации. Корпусом является часть разъёма XLR, а контактная группа — стандартный разъем для передачи цифровых данных через сеть интернет 8p8c (RJ-45). Количество аудиоканалов зависит от протокола, например использование протокола Dante с сетью 1 Gbit позволяет получить до 512 каналов.

Ethercon


DIN 5 (MIDI) — разъём, используемый для передачи цифровых команд MIDI между аудиоустройствами. Постепенно, DIN 5 устаревает, для MIDI может использоваться и всем известный usb.

DIN5


Также, «цифровыми» разъёмами могут быть уже знакомые: коаксиальный RCA (стандарт S/PDIF и AES/EBU — 2 канала) и XLR (AES/EBU), по своему внешнему виду и характеристикам они не сильно отличаются от своих аналоговых «собратьев». Пожалуй, всё…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *