Онлайн трансляция «Студента года МГОУ 2015», или трансляция «вопреки»

«Кадры решают всё, а не кобылы и машины!» — И.В.Сталин.

С этой цитаты хочется начать историю об одной попытке реальной работы «в поле». О попытке совместной работы с реальными людьми на реальных рабочих местах. Считаю все-таки необходимым написать данную статью, так как встречаюсь с такими «непреодолимыми обстоятельствами» не первый раз.

Вот уже пол года, как сайт провисел на нормальном хостинге, а после скупой статьи про разъёмы так ничего нового и не появилось. То времени не было, то просто лень… Недавно переехал на «нищенский» хостинг и решил таки продолжить писать сякую чушь.

Так вот, началось всё с того, что один мой хороший друг, обучаясь в МГОУ (Московском Государственном Областном Университете) предложил попробовать сделать онлайн трансляцию крупного мероприятия «Студент года» — ежегодного конкурса среди студентов, отличившихся в научной, спортивной, общественной и творческой деятельности в течение года. Тем более, друг был одним из номинантов и сам участвовал в церемонии награждения.

Мероприятие планировалось на 25 ноября 2015. Примерно за месяц начались кое-какие приготовления. Было куплено ещё парочку самых дешевых камер, которые, как оказалось очень сильно шумят при слабой освещенности. Планировалась примерно следующая схема организации оборудования:

Схема

Не буду останавливаться на подробностях оборудования и софта, это будет в других статьях. Скажу проще: планировалось 3 камеры + захват видеосигнала, который непосредственно уходил на проектор в зале. Из звука: конденсаторная стереопара в зале (XY) + сигнал с пульта FOH, естественно всё обработанное компрессорами, как железным, так и софтовыми. Повторюсь, что подробности таких инсталляций будут в другой рубрике отдельно…

Шло 23 ноября (два дня до мероприятия). Удалось выбраться в Мытищи, где и находился концертный зал МГОУ, так сказать, «на разведку». Хороший ремонт, приличный внешний вид. Акустическая система зала представляет собою следующее:  порталы (НЧ сабвуферы, под потолком болтается парочка СЧ и ВЧ колонок — всё двухканальное), передняя мониторная линия (два напольных монитора).Рисунок2

Кроме того, по периметру зала установлены колонки для конференций (фактически повторители порталов), для последних рядов, да и для создания равномерного звукового поля в зале — достаточно актуальны.

Рисунок1В общем, зал произвёл положительное впечатление, за исключением безобразного проектора, покрывающего всего 1/3 белого полотна на задней стенке сцены. Жалко, не удалось переговорить тогда с местными техниками (их в тот день не было). Я считаю, если уж взялся что-либо делать, то нужно подходить достаточно серьезно к этому. Тем более онлайн видеотрансляция — область на грани тесного взаимодействия с местными: звукорежиссером; человеком, ответственным за видеооформление в зале (проектор); световиком и конечно активистами, которые готовят мероприятие.

Вот мы и подходим ближе к основной теме статьи… А именно, как проходила трансляция. Скажу сразу, давалась она тяжело, даже очень. Бессонная ночь перед мероприятием, сбор оборудования в торопях. Наконец, мы выехали с утра в Мытищи. Кстати, за два дня до этого, мы просили активистов ВУЗа предоставить нам для «нашего же общего блага» — доступ в интернет, сценарий (чтобы сделать хоть какие-нибудь титры) и ну афишу мероприятия. По пути в Мытищи я понимаю, что у нас есть только примерный сценарий, заставка и титры, которые сами мы накидали ночью. Со всем остальным придется разбираться по ходу. Для страховки была прихвачена «заряженная» Yota c маршрутизатором и бухта CAT5 c кримперами, тестерами, коннекторами и БУБНОМ. Мы на месте.

С каждым последующим часом, проведенным в этом зале энтузиазм мой угасал. Начну с хорошего — нам дали интернет, да, нам дали отличный проводной 60 Мбитный интернет на отдачу который сверхстабильно держался всю трансляцию (был один поток — 5Мбит). Места свето, звуко и видеорежиссеров были расположены в  стеклянных кабинах в конце зала. Меня насторожило, что рабочее место звукорежиссера было изолировано хорошим стеклопакетом от зала. Я думал, что это окно обязательно должно открываться, как оказалось позже — нет.

Местный звукорежиссер — человек в возрасте, опытный судя по всему, но по словам ребят активистов: «со странностями, с ним никогда не удается найти общий язык. «Ну найду с ним общий язык» — подумал я. Напрасно. Все мои просьбы выделить стереофонический сигнал с пульта не увенчались успехом. Он как мантру повторял магические слова: «А у вас есть развязка? Без развязки ничего не подключу. У меня проблемы с заземлением, всё шумит.» Все мои просьбы хотя бы попробовать подключить свою звуковую карту к пульту отклонялись. «Мол ко мне уже пытались подключаться, ничего не вышло» и это истина последней инстанции. «Они, негодяи, хотят испортить мой «фен-шуй», они хотят подключиться к моему сигналу и испортить его, на всё готовенькое приехали, не бывать такому.» Потом последовало предложение взять сигнал с колонки конференц системы, что по периметру зала, которую для нас могут щедро включить. Я понимал, что это уже будет монофонический сигнал и эквализация уже своя. Ну с колонки, так с колонки. Думал, поначалу, что это активная акустика и на колонке будет хотя бы линейный выход (не важно, на каком разъёме, в запасе была целая россыпь переходников). Ан нет, это обычная, недорогая пассивная акустика с парочкой Speakon’ов. И под «взятием сигнала с колонки» подразумевалось, что я повешу микрофон на колонку каким-либо образом, и звук у меня будет очень даже приличным. «А что, вон до вас люди транслировали, повесили микрофон на колонку и был у них хороший звук…» Ну я в шоке, этого  не предполагал. Зал приличный. Грешным делом думал что и пульт у них хороший — большая аналоговая консоль с рэками обработки или даже, цифровой пульт; cо взятием сигнала то точно проблем не будет. Ну-ну… Потом меня сводили на экскурсию в рубку звуко-видео режиссеров, дабы нагнать ужаса от их «сложного» оборудования.

Окно в этой рубке обычно наглухо закрыто во время мероприятия. А ушами FOH (главный звуковой микс для зала) режиссера является парочка дохлых колоночек, висящих сверху. Т.е. что реально происходит со звуком в зале звукорежиссеру не слышно. Как можно управлять даже уровнями сигналов в зале, не говоря уже о частотных параметрах, если ты его не слышишь, мне не понятно… Местных техников это особо не коробит, даже радует, что создана уютная атмосфера в изолированном помещении ). Там тихо и спокойно, звуки в зале не мешают… Вместо адекватного микшерного пульта была обнаружена парочка слинкованных между собою маленьких, старых noname микшеров (ощущалась острая нехватка каналов). Я видел немало пультов разных фирм, но такие — в первый раз. На главном пульте как раз были свободны разъёмы tape rec out на RCA, на что я расчитывал, но «подключаться к ним нельзя, зашумит всё ведь, меня уверяли». Мне стало интересно, как подключены мониторы. И местный звукорежиссер указал на фейдеры подгруппы SUB. Да, на этом маленьком микшере даже была дополнительная подгруппа. Но самое интересное, что выходные разъёмы SUB OUT были пустыми). Я сказал об этом ему, и что, мониторы, скорее всего, подключены через шины AUX. После 10 секунд раздумий он согласился. Ну вот дожили, я уже объясняю местным техникам, что у них и как устроено. Потом до меня еще несколько минут пытались донести их проблемы с заземлением, что они припаяли провода заземления ко всем нетоковедущим металлическим частям их чудо-аппаратуры. Выглядело это забавно, даже жалко. Ну что поделать. Надо работать с тем, что есть. Пытались и уверить в том что всё у них сложно и есть процессор АС с эквалайзерами и прочим, правда зачем мне это надо было я так и не понял, наверное чтобы подчеркнуть свою значимость. В итоге сигнала с пульта я так и не добился.

Звука нормального нету, так может видео захвачу… И тут засада. Оказывается, что там реализована такая «сложная» схема видеооборудования, что никакого сигнала, ни аналогово, ни цифрового мне не дадут. «У нас здесь комплекс Crestron, здесь все сложно, здесь никаких VGA или HDMI нету. От рубки под потолком до проектора идёт порядка 15 проводов». Дальше я слышал совершенно ни о чем не говорящие фразы: RGB, какие-то локальные преобразователи, главное, что всё это было так профессионально и пафосно сказано, что меня аж в пот бросило). Да у них даже серверная рэковая стойка стоит с кучей древних VHS и DVD магнитофонов. Всё серьезно. Да, и в итоге мне по секрету признались, что сделали всё настолько мудрёно, что  «убили все цвета на проекторе». В общем, видео сигнала я тоже не дождался и мне предложили самый хороший способ: «А вы камерой снимайте экран — все так делают».

И вот, остались считанные минуты до начала трансляции. В моём распоряжении звук со стереопары микрофонов (дешёвые Behringer). 2-3 работающие дохлые камеры, которые периодически то зависают, то не включаются и шикарный доступ в интернет. Онлайн трансляция была хорошо распиарена в соц. сетях вуза, для них это первый опыт такого мероприятия и хотелось хотя бы оправдать ожидания зрителей. За 30 минут до официального начала мероприятия ко мне таки привели девушку оператора, хотя я просил хотя бы двух операторов. С одной камерой происходят проблемы, постоянно пропадает сигнал, ну не мудрено, ведь подключена она через HDMI по CAT5 передатчик и в качестве кабеля используется пара бюджетных патчкордов.

Начало трансляции. Все потихоньку работает. Только головы мелькают на одной из камер без оператора… И тут нам на руку пришлось та самая безалаберность. Как можно вовремя начать мероприятие? Да никак. И в этом случае дилэй был аж в 30 минут. Да. Ужасно. Но всё это время я бегал из рубки к камере, чтобы отгонять людей. Потом нашёл одного рядом стоящего товарища и фактически «попросил» его поснимать, чтобы хоть голов людей не было. Он не согласился, но как оказалось потом, всё-таки снимал.

Вот такие вот истории о теории самоорганизации сложных систем, когда казалось, что ничего не работает и всё пропало) Не смотря ни на что трансляция была. Да камеры ужасные, да операторы фактически случайные люди (спасибо им), да звука и видео мне не дали. Но всё же. Трансляция на youtube ни разу не «зависла» и невероятными усилиями хоть что-то там было. Но всё же задержка мероприятия на 30 минут это ужасно. Можно посмотреть, что из этого вышло:

Трансляция окончена. Можно расслабиться, поспать и сделать выводы. Провести работу над ошибками. Перечитать статьи о земляных петлях и причинах возникновения шума в акустических цепях. О тех же пресловутых «развязках» и где их применять. Подумать о людях с которыми работал, об их профессионализме и компетенции. Кстати, после мероприятия мы разговорились с звукорежиссером о том почему такое убогое оборудование и почему руководство не хочет выделять денег на новое, которое уже просто необходимо.Так почему же? Может потому что ничего не хочется менять? Не хочется менять старые неэффективные схемы, не хочется даже перекоммутировать систему, ведь итак кое-как работает? Не хочется знать и разбираться где у тебя мониторы? Неизвестно. А схема подключения проектора: (компьютер с программным видеомикшером -> кабель VGA -> проектор) уже слишком проста? Мне этого не понять. Я всё равно буду настаивать на простых и рабочих схемах.

Успех мероприятия зависит от качественной слаженной работы всех техников, режиссеров, дизайнеров, волонтеров. Все звенья этой цепочки должны быть заинтересованы в отличном результате. И если кто-то рутинно отрабатывает свой оклад, не желая привнести чего-то нового и креативного, не желая дальше развиваться, то о какой реализации студенческих инициатив может идти речь. Если вокалисты просто не хотят петь в живую, ссылаясь на то что им себя не слышно. Не говоря о том что даже уровни вокала и минуса фонограммы проистекающие из порталов не соответствуют здравому смыслу (тихая фонограмма и «орущий» вокал). Всего-то лишь нужно сменить рабочее место, вынести «нормальный» пульт в зал, адекватно микшировать, добавлять динамическую и художественную обработки. И тогда, мероприятие выйдет на новый уровень. Будет приятно как артистам, там и техникам от проделанной работы.

В завершении статьи хочется поблагодарить друга, активистов МГОУ, техников концертного зала, операторов за представленную возможность получения нового опыта. Не первый блин комом. Примерно так)

P.S.: придется возить с собою развязку (потом как-нибудь напишу, что это такое…)

1 Комментарий

  1. GreggGab

    Полезно

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *